Эксплуатационные свойства дорожных покрытий зависят от физико-механических свойств материалов, которые используются для их создания. В строительстве автомобильных дорог, аэродромов чаще всего используется асфальтобетон. Важными качествами этого композиционного материала считаются сопротивление износу, способность воспринимать расчетные нагрузки, эластичность. Определить характеристики покрытия и дать достоверный прогноз его долговечности путем визуального осмотра невозможно. Поэтому при реализации проектов любого масштаба в сфере дорожного строительства экспертиза асфальтобетонных покрытий является основным способом оценки результатов работы подрядчика.
Дорожное покрытие из асфальтобетона – это один из наиболее востребованных материалов в дорожном строительстве. Структурно он представляет собой композицию из минерального наполнителя (щебня и песка), связанного битумом.
Асфальтобетоны классифицируются на основании следующих показателей:
Асфальтобетон применяется для обустройства оснований и покрытий автомобильных дорог различного назначения (магистралей, междугородних, городских), тротуаров, площадей, дорог промышленных предприятий, аэродромов.
В настоящее время для этих же задач применяют полимерасфальтобетоны – современные композиционные материалы, в которых в качестве вяжущего используются сополимеры типа стирол-бутадиен-стирол. Использование этих материалов в дорожном строительстве позволяет значительно повысить такие эксплуатационные свойства покрытий как трещиностойкость и долговечность, сократить затраты на обслуживание и ремонт.
ООО "Лигарт" выполняет испытания строительных материалов, в том числе сертификационные, на соответствие требованиям ГОСТ9128-2013 и другой нормативной документации.
В перечень услуг компании входят следующие виды лабораторных испытаний асфальтобетона и асфальтобетонных смесей:
Испытания проводятся в соответствии с ГОСТ12801-98. Для оценки показателей, выбора и корректировки состава смесей используются положения ГОСТ 9128-2013.
Среднюю плотность асфальтобетонов определяют методом гидростатического взвешивания образцов, изготовленных в лаборатории или извлеченных из дорожного покрытия. Для измерений используются весы и специализированные приспособления. Образец взвешивается трижды: на воздухе, в сосуде с водой и после извлечения из него. Данные результатов измерений позволяют вычислить среднюю плотность с точностью до двух знаков после запятой. Погрешность не превышает 0, 03 г/см3.
После этого расчетным путем можно установить среднюю и истинную плотность минеральной части асфальтобетона.
Для определения водонасыщения (количества воды, поглощенной образцом) используются лабораторные весы, вакуумная установка и устройство для капиллярного насыщения, термометр и емкость. Образцы асфальтобетона погружают в воду и помещают в вакууматор, где выдерживают в течение 60 минут при давлении 15 мм рт. ст. (2 кПа). Затем давление доводят до атмосферного и дают выдержку 30 минут. После этого образцы взвешивают и проводят необходимые расчеты.
Метод позволяет определить сжимающую нагрузку, при которой происходит разрушение образца. Чтобы оценить эксплуатационные качества дорожных покрытий в разных условиях, измерения проводят при температурах 0, 20 и 50 °C. Для этого используется следующее оборудование: механический или гидравлический пресс с регулируемой нагрузкой. динамометр, термометр и емкость для термостатирования образцов.
Образцы при заданной температуре сжимают прессом при скорости перемещения поршня 3 мм/мин и определяют максимальные показатели нагрузки. Для требуемой точности измерений нагрузка на образец должна быть распределена равномерно. В прессах, которые используются в нашей лаборатории верхняя плита соединена со штоком через шарнир. Благодаря этому она опирается на образец всей площадью.
Цель этого испытания заключается определении снижения прочности на сжатие водонасыщенных образцов в сравнении с сухими. Порядок подготовки образцов описан выше в разделе «Определение водонасыщения». По требованию заказчика мы также проводим исследования водостойкости при длительном водонасыщении. Для этого образец после вакуумирования выдерживается в воде при атмосферном давлении в течение 15 суток.
Для определения фракционного состава минеральной составляющей асфальтобетона ее последовательно просеивают через мерные сита с ячейкой стандартных размеров. После этого каждую фракцию взвешивают и подсчитывают процентное соотношение по массе. Для удаления битумной связки используют два метода: выжигание и вымывание растворителем.
Чтобы определить пригодность битумов для использования в составе асфальтобетона, их проверяют по следующим показателям:
Характеристики пластичности и эластичности битумов влияют на трещиностойкость и долговечность дорожного покрытия.
Для экспресс-контроля коэффициента уплотнения дорожных покрытий используют динамические плотномеры-пенетраторы ДПУ и ДПА-1. Для проведения работ мы выезжаем на объект. Измерения проводятся в трех точках, расположенных на расстоянии 0,3 метра друг от друга, а итоговый результат вычисляется как среднее арифметическое.
Приборы укомплектованы сменной оснасткой (конусами) для проведения измерений сразу же после уплотнения и после остывания покрытия (через 1 – 3 суток). По результатам измерений определяют качество покрытия и принимают решение о необходимости дальнейшего уплотнения.
Точность результатов испытаний асфальтобетона зависит от правильности отбора проб и подготовки образцов. При выполнении этих работ мы руководствуемся положениями ГОСТ 12801-98. Для определения характеристик асфальтобетонной смеси и качества дорожного покрытия используются два разных способа отбора и подготовки проб.
Керн представляет собой пробу цилиндрической формы, которая извлекается из готового дорожного покрытия. Структурно он может представлять собой один или несколько слоев. Отбор кернов проводится для следующих целей:
Для извлечения керна используется портативная буровая установка с кольцевой коронкой. Бурение производится на всю толщину покрытия, после чего керн вынимается при помощи щипцов. В качестве смазочно-охлаждающей жидкости для коронки используется чистая вода. При необходимости нижняя часть керна отрезается.
На асфальтобетонных заводах или при приготовлении смеси на грунтосмесительной машине отбираются точечные пробы, которые потом перемешиваются с целью получения объединенной пробы. Также их готовят в лабораторных условиях. Из этих проб формуют и уплотняют образцы, на которых затем проводятся испытания. Для этого используют цилиндрические формы стандартных размеров, вибростолы и гидравлические прессы.
Ответственный по услуге
Падучих Юлия
Аккредитованное направление ООО “Лигарт” для решения широкого спектра задач: от исследования бетона и грунта до испытания адгезии лакокрасочных покрытий.
Испытательная лаборатория оборудована высокоточной аппаратурой российского и зарубежного производства, что гарантирует стабильно высокое качество услуг.
Специалисты компании прошли длительное обучение. Все работы проводятся в строгом соответствии с официальными стандартами.
Аттестат акредитации
СкачатьКакие основные свойства имеет бетон? Как он классифицируется?
Выражение «в солях» означает способ испытания на морозостойкость (согласно ГОСТ 10060.0-95 «Бетоны. Методы определения морозостойкости»). При стандартном методе испытания на морозостойкость (на него указывает обозначение F1) замораживание и оттаивание контрольного образца производится в воде. При испытании в солях - в 5%-ном водном растворе хлористого натрия (NaCl).
Что такое «бетон в солях» и чем он отличается от обычного бетона?
Выражение «в солях» означает способ испытания на морозостойкость (согласно ГОСТ 10060.0-95 «Бетоны. Методы определения морозостойкости»). При стандартном методе испытания на морозостойкость (на него указывает обозначение F1) замораживание и оттаивание контрольного образца производится в воде. При испытании в солях - в 5%-ном водном растворе хлористого натрия (NaCl).
Высококвалифицированные
специалисты с многолетним опытом
Современное оборудование и средства измерения
Оперативное и качественное
проведение работ
Испытания и отчеты по требованиям стандартов